Дерибасовская

Опубликовано Фев 22, 2014 в Центр

Дерибасовская

Здесь же — Дерибасовская. Единственная и неповторимая Далеко не самая длинная — всего каких-то метров 700, не высокая — основная застройка не превышает 3-х этажей, не слишком широкая. Заполоненная сорняками аляповатых вывесок, витрин и торговых павильонов... И тем не менее, это — символ Одессы. Ее становой хребет, средоточие духа и памяти. преданий и анекдотов. Любимое место прогулок и встреч. Главная торговая магистраль, насыщенная фешенебельными магазинами. кафе и ресторанами. Недаром носит она имя смелого авантюриста и солдата, отвоевавшего Хаджибей у турок — Иосифа де Рибаса. Наполовину испанца, наполовину ирландца. Уроженца Неаполя и адмирала Российской империи. Основателя города.

А начнем мы променад с конца улицы — ее парадной части, начинающейся с угла Преображенской. Здесь, с правой стороны, выходя на две улицы, расположен помпезный ПАССАЖ — выстроенный в барочно-эклектическом стиле архитектором Влодеком (1899 г.) комплекс конфекционов, гостиницы и гастрономического магазина, объединенных под стеклянным куполом. Описывать обилие декоративных деталей фасада и самого торгового пассажа бессмысленно — все эти кариатиды. атланты и прочие рокайли с маекаронами достойны долгого и пристального разглядывания. Благо совсем недавно они отреставрированы. Обратим внимание лишь на одну уникальную фигуру, красующуюся на крыше: Меркурия, восседающего верхом на... паровозе. Ну где еще в мире увидишь столь наглядное и прагматически-наивное соединение античного бога торговли с символом технического прогресса!

А напротив «Пассажа», между Преображенской и Горсадом. — два 2-этажных домика, сросшиеся меж собой и до неузнаваемости «завосстановленные» в «новостаринном» духе. По преданию, здесь располагалась первая канцелярия градоначальника. и построены они на рубеже XVIII и XIX веков. Рядом с ними целый квартал занимает Городской сад. подаренный Одессе братом первого градоначальника — майором Феликсом де Рибасом Его тенистые кущи заполонены художниками. готовыми увековечить вас за считанные минуты, и торговцами сувенирами. Этакий одесский Монмартр.

Но не только шедеврами искусств с ремеслами славен он. В уютной чугунной беседке-ротонде по выходным играет духовой оркестр, а немногие свободные участки просто усеяны монументами. От изящного ‘двенадцатого стула мастера Гамбса’ работы скульптора Михаила Ревы (1999 г.) и вальяжно восседающего на скамейке Леонида Утесова (скульптор А. Токарев. 2000 г.) — до старинных бронзовых льва и львицы, сидящих друг напротив друга и как бы охраняющих сад (скульптор А. Кен).

Следует заметить, что по количеству львов — скульптур и голов на домах — Одесса вполне может конкурировать с Петербургом ... Фонтан же. красующийся в центре, не только спасает от летней жары истомленных путешественников, но и прямым ходом ведет в мировую литературу! Именно возле него намеревался устроить сцену незадачливым Балаганову и Паниковскому незабвенный Остап Бендер Ведь прямо напротив находится здание гостиницы «Бопьшая Московская», описанное в «Золотом теленке». Блестящий образец стиля модерн, возведенный в 1910 славным зодчим Влодеком. В свое время — гордость города, усеянная лепными лицами-маскаронами. гирляндами цветов и диковинными зверями. Фешенебельный отель, где останавливались звезда немого кино Вера Холодная и первый русский шансонье Александр Вертинскии.

А после революции — резиденция продовольственной организации с плохопроизносимым названием «Опродкомгуб». где в информотделе трудился Константин Паустовский, а бухгалтером был Илья Ильф.

Эта славная контора и стала непосредственным прототипом «Геркулеса».

И даже Берлага, Лапидус и Кукушкинд — не выдумка авторов, а конкретные совслужащие упомянутого учреждения. Увы, сегодня это блистательное здание находится в полном упадке, и дабы окружающие не видели разрушающихся деталей декора (или не были ими пришиблены насмерть!) — закрыто маскировочной сеткой...

Дерибасовская — киноилюзион

В конце Горсада находится «Кино-Уточкино» — названный еще до революции в честь знаменитого летчика и спортсмена Сергея Уточкина «киноилюзион», основанный его братом и функционирующий до наших дней. В 2001 году на импровизированном балкончике лестницы кинотеатра появился странноватый памятник добряку и смельчаку, любимцу дореволюционной Одессы. Сергей Исаевич, фотографий коего сохранилось множество, изваян скульптором Токаревым в виде утонченного юнца, напоминающего скорей Гамлета...

Кварталом дальше, по левой стороне — целый комплекс строений, выходящий на Екатерининскую и Ланжероновскую улицы. Здесь 8 начале XIX века располагался Ришельевский лицей — учебное заведение, ставшее основой знаменитого Новороссийского университета. Там бывали Пушкин. Адам Мицкевич, преподавали Менделеев и Пирогов, посещали его императоры Александр I и Николай I После же постройки новых лицейских зданий на Дворянской (где и сегодня находится университет), было оно приобретено и перестроено купцом Вагнером. *Дом Вагнера' — так именуют это каре строений и проходных дворов с середины XIX века.

Кстати, в глубине двора со стороны Дерибасовской находилась до революции пивная Брунса (снова 'ильфо-петровская' фамилия!), где завсегдатаями были художники и писатели — вплоть до будущего Нобелевского лауреата Ивана Бунина. Угол же Дерибасовской и Екатерининской славился очаровательными цветочницами и... маклерами-"жучками" времен гражданской и нэпа...

С печалью скажем: много, и с каждым годом все больше на этой улице появляется инородных строений, разбивающих высотное единообразие и рвущих стилистику. Этаких «дебилдингов».

И если появление на углу Екатерининской типичного сталинского дома когда-то знаменитой китобойной флотилии Антарктика объяснимо разрушениями военной поры, то чем оправдать нагло возвышающееся на месте летнего кинотеатра «Комсомолец» — напротив «дома Вагнера» — стеклобетонное подобие настольного музыкального центра, сделанного для Гаргантюа? Неужели нельзя было возвести его не на месте ресторации Отона, где когда-то любил откушать шампанского Александр Сергеевич Пушкин?!

Но пройдемся дальше. Чем ближе к морю — тем менее шумной и помпезной становится Дерибасовская. А уж за пересечением с Пушкинской — и вовсе приобретает камерный облик. «Венчающий» ее памятник де Рибасу — изделие местного скульптора Александра Князика (1994 г ). Впрочем, стоит понадеяться на то. что когда-нибудь славный адмирал будет удостоен действительно соответствующего заслугам и масштабу личности монумента. Притом в надлежащем месте. К примеру — на Приморском бульваре.

И завершим мы нашу экскурсию двором. Вроде бы — обычным одесским двориком дома № 3. Бельевые веревки, скамеечки и... бюст усато-бородатого дяденьки ученого вида. Это вам не что-нибудь. а монумент изобретателю доселе популярного интернационального языка эсперанто доктору Заменгофу. Единственный 8 мире!

Вот и Дерибасовская! Ну где вы еще увидите такое?

Яндекс.Метрика