Соборная площадь

Опубликовано Фев 26, 2014 в Центр

Соборная площадь

Правую сторону квартала от Садовой до Греческой занимает Соборная площадь, славная в советское время «фанатами» — крикливыми футбольными болельщиками, устроившими в тени деревьев своеобразный клуб. А еще — стоит там памятник М.С. Воронцову (1863 г., скульпт. Ф. Бриггер. арх. Ф Боффо).

Рядом, в Свято-Преображенском соборе, был он похоронен. А в 1936, когда власти взорвали главный храм города, прах его и жены, Елизаветы Ксаверьевны, был выброшен. Благо добрые люди перезахоронили их на Слободском кладбище. Сегодня собор восстанавливается и ведется речь о возвращении Воронцовых на их законное место.

Однако сама церковь перестала быть оптическим эпицентром центра города — со стороны безнадежно задавленной высоченными новоделами Греческой площади даже ее колокольня перекрывается громадой бизнес-центра «Афина». На отрезке Греческой улицы от Преображенской до площади находится сразу два театра — Юного зрителя и Русский драматический, расположенный в недавно отреставрированном старинном здании.

Возвращаясь на Преображенскую, обратим внимание на едва ли не самый большой из дореволюционных жилых комплексов — мощное каре дома Папудова. примыкающее к Соборной площади. Хозяин-хлеботорговец возводил его первоначально как зернохранилище, но из-за каких-то проблем уже в ходе строительства стал он «доходным домом». Однако изначальная амбарная фундаментальность стен, этакая могучая коренастость видна в нем отчетливо.

Именно отсюда в холодном феврале 1919 года отправилась в последний путь Вера Холодная — первая настоящая звезда русского кинематографа, нелепо умершая от гриппа-испанки. Не до конца оцененная современниками талантливая актриса. которой восхищался Станиславский, всю свою недолгую жизнь страдала, вынужденно играя в ходульно-сентиментальных фильмах «великого немого». И после смерти не раз становилась объектом клеветы и наветов борзописцев. Ей на углу Преображенской и «Площади Веры Холодной» — маленького кусочка Соборной — установлен монумент. Он не имеет ничего общего с реальным обликом Веры Николаевны. но зато — всегда в цветах. Ведь рядом — цветочный пассаж, расположенный в примкнувшей к стене папудовского дома стеклянной пирамиде.

Яндекс.Метрика