Рост Одессы в начале XIX

Опубликовано Мар 7, 2014 в Первые этапы

Рост Одессы в начале XIX

Военный госпиталь начали сооружать под руководством инж. Ф. П. Деволана в 1794 г. там, где позднее построили Шахский дворец. Но сооружение было возведено лишь наполовину и в 1800-х гг. разобрано. Однако рост Одессы в начале XIX в. настоятельно требовал создания солидного лечебного заведения.

Поэтому градоначальник А. Э. Ришелье заказал знаменитому петербургскому зодчему Тома де Томону проект городской больницы. И так как средств у города было недостаточно, то в 1806—1808 гг. в начале ул. Херсонской (ныне ул. Пастера) архит. Ф. Фраполли построил только центральный 2-этажный корпус. Гладь стен его фасада оттенена горизонтальными тягами, которым вторит дощатый руст первого этажа. Над прямоугольными окнами эффектно выступают замковые камни. Редко расставленные арочные окна второго этажа усиливают ощущение монументальности и суровой величавости. Портик разработан оригинально.

На невысокие тумбы-пьедесталы поставлены колонны, внизу они словно одеты в толстые канеллированные «шубы», в то время как их стволы стремительно сужаются вверх. Когда в 1821 г. одесскую больницу решили окончить по плану Томона, то из последнего взяли лишь самую идею крыльев с павильонами. Сооружение поручили окончить архит. Д. Фраполли. Чтобы завуалировать арки в крыльях, зодчий устроил перед ними колоннаду. Антресольные этажи крыльев — более позднего происхождения. Наряду с больницей Тома де Томон спроектировал для Одессы театр.

Его строительство было осуществлено в 1804—1809 гг. под руководством архит. Ф. Фраполлн, внесшего в проект ряд изменений. Расположенный на обширной площади театр был хорошо виден со стороны моря, что обязывало найти четкий силуэт. Здание уподоблялось древнегреческому простилю — к кубовидной массе с торца примыкал шестиколонный портик. Причем к ул. Ришельевской оно обращалось боковым фасадом, а главным выходило в сторону Карантинной балки. Шли годы, город развивался, росло его население.

Театр неоднократно расширяли, строгая красота здания казалась недостаточно представительной — и его фасады одевались новым лепным убором. Такие реконструкции значительно исказили пропорции театра и лишили его архитектурной цельности. После очередной перестройки здание сгорело в ночь на 1 января 1873 г.

Яндекс.Метрика