Создание выразительных панорам

Опубликовано Мар 31, 2014 в Первые этапы

Создание выразительных панорам

Были хорошо использованы природные условия для создания выразительных панорам с целого ряда видовых точек. Наиболее впечатляющим являлся обзор города со стороны моря, когда перед зрителем во всей своей величественной протяженности представали две параллельные панорамы: прибрежная полоса с портовыми сооружениями и виднеющаяся над крутым обрывом необъятная масса зданий.

Лента последних прерывалась Карантинной и Военной балками. К востоку от Карантинной балки доминировали сооружения карантина, замкнутые грандиозной арочной оградой с башнями. К западу от Военного спуска город выходил к морю монументальными дворцами, разделенными друг от друга зелеными клиньями садов. Наиболее эффектно выглядел район между Карантинной и Военной балками. Административно-культурный центр портового города, сместившись в прибрежную зону, обращался к морю широким фронтом зданий на бульв. Приморском.

Здания на бульваре рассчитывались на близкое и удаленное восприятие со стороны моря с учетом высоты обрыва. Горизонтальный ритм застройки подчеркивался горизонталями террас, обработанных монументальными контрфорсами, и оттенялся мощной вертикалью грандиозной лестницы с перспективным сужением, рассчитанным на создание еще более величественного эффекта.

Несмотря на высокие художественные качества, рядовая застройка производила бы однообразное впечатление, если бы не выделялись архитектурные ансамбли, если бы жилые улицы не подчинялись монументальным общегородским и районным центрам Последними являлись торговые площади, застроенные по периметру колоннадами или аркадами. Этот древний прием перистильной композиции нашел выражение в характере общегородского торгового центра. Здесь три рыночные площади вдоль широкого проспекта представляли собой величественную анфиладу. В отличие от этой линейной композиции система площадей административно-культурного центра была компактна, и их пространства, как будто пульсируя, переливались друг в друга.

Таким образом, второму поколению зодчих Одессы, хорошо понявших замыслы предшественников, удалось не только построить эффектные ансамбли и здания, но и создать эстетически выразительную среду в масштабах города.

Вместе с тем в середине XIX в. в Одессе весьма рельефно и отчетливо проявились социальные контрасты, что находило свое выражение в архитектурном облике отдельных районов. В отличие от парадно застроенных центральных улиц и площадей, на Молдаванке, Пересыпи и других окраинах, заселенных рабочим людом, строились небольшие дома, убогие землянки. Никакого озеленения и благоустройства здесь не намечалось. Широкие пыльные улицы, обрамленные неказистыми строениями, выглядели пустынными и однообразными.

Яндекс.Метрика