Миграционные потоки в южном направлении

Опубликовано Апр 4, 2014 в Конец XIX-начало XX вв.

Миграционные потоки в южном направлении

В начале XX в. из переуплотненного центра начались миграционные потоки в южном направлении. Между 4-й и 5-й станциями Средне-фонтанской дороги в 1912—1914 гг. под руководством ннж. М. Р. Шапиро был создан поселок-сад «Самопомощь», хорошо озелененная территория которого расчленялась живописной системой нешироких улиц на небольшие кварталы.

Приморский бульвар и Старый базар утратили значение компактных общегородских центров. При выборе места для высших учебных заведений, банков исходили прежде всего из стоимости земельных участков. Все это вызвало дисперсное расположение этих зданий в центральной зоне, ограниченной бульв. Внешним. Вместе с тем наметилось сосредоточение учреждений определенного функционального назначения. Так, неподалеку от университета в районе ул. Херсонской возникла группа учебных зданий. Здесь же была построена научная библиотека, что создавало условия для формирования учебного центра. В начале ул. Ришельевской (ныне ул. Ленина) сконцентрировались банки.

Из-за высокой стоимости земли в центральных кварталах ряд общественных зданий вынесли к границам старого города. В таких случаях здания приобретали активную градоформирующую роль. Например, в районе железнодорожного вокзала ускоренно осваивались территории для жилья, а на пл. Привокзальной были сооружены здания земской управы, судебных установлений и монашеских подворий.

Во второй половине XIX в. в ряде западноевропейских городов реконструировались центральные районы. В Одессе вокруг центральной части на месте бульв. Внешнего также создали цепь общественных зданий. А в 1904 г. по примеру Берлина и Неаполя проектировалось реконструировать центральную часть города и по осям улиц Тираспольской и Почтовой проложить магистраль шириной 55 м, застроив ее исключительно зданиями общественного назначения.

Существенное влияние на планировочную структуру Одессы оказал транспорт. С 1880 г. в Одессе начали действовать 3 линии конно-железной дороги, к 1898 г. их число увеличилось до 20 с общей протяженностью 67,5 км. В 1910 г. началось переоборудование этих линий под электрическую тягу и накануне первой мировой войны здесь действовал уже 31 трамвайный маршрут. Интенсивное развитие внутригородского транспорта способствовало освоению окраин, рассредоточению населения.

Яндекс.Метрика