Солдатская слобода и Балтовка

Опубликовано Апр 4, 2014 в Конец XIX-начало XX вв.

Солдатская слобода и Балтовка

Интенсивное жилищное строительство велось в центральной части города и прилегающих кварталах Молдаванки. Но развитие транспорта и промышленности рождало новые селитебные образования на окраинах — Солдатской слободы, Балтовки, поселка у Жеваковой горы и других, контуры которых обусловливались границами частных земельных наделов.

Они получали прямоугольно-сетчатую планировку, наиболее удобную для прибыльной нарезки кварталов на земельные участки. В результате новые кварталы отличались по модулю от соседних территорий и город в целом приобретал характер разнородной планировочной мозаики. В ряде случаев такие поселки появлялись несмотря на антисанитарные условия местности и протесты иженеров. Примером может служить 2-й Лиманчик, созданный на рубеже XIX—XX вв. на Пересыпи. В отдельных случаях целые районы возникали совершенно беспланово. Так, в конце 1880-х гг. неподалеку от станции Одесса-Малая родился так называемый Сахалннчик — поселок с 4-тысячным населением, пятью промышленными предприятиями, со стихийно сложившейся структурой и отсутствием элементарного благоустройства.

С появлением курортов около Куяльницкого и Хаджибеевского лиманов возникли небольшие поселки. Важное значение имело строительство частных санаториев на территориях Аркадин, Малого и Среднего Фонтанов, расположенных вблизи моря и являвшихся дачным районом. И так как они не были отрезаны железной дорогой от центра, задыхавшегося от тесноты громадных доходных домов, то развитие селитебной территории в начале XX в. наметилось в южном направлении. Главными магистралями здесь являлись проложенные сто лет назад Мало- , Средне- и Большефонтанская дороги, которые теперь потребовали реконструкции. Но из-за частной собственности на землю и бедности городской казны эти меры проводились с большими затруднениями. Так, для расширения Малофонтанской дороги (была переименована в бульв. Французский) с 17 до 25 м городскому инж. В. И. Зуеву пришлось многие годы вести переговоры с владельцами участков. Большое значение имела проложенная под руководством инж. М. Ф. Безчастнова в начале 1900-х гг. Новоаркадийская дорога.

Яндекс.Метрика