Гибридное соединению классики и модерна

Опубликовано Апр 8, 2014 в Конец XIX-начало XX вв.

Гибридное соединению классики и модерна

Идеи ретроспективизма приводили не только к гибридному соединению классики и модерна, но и к воскрешению стилей петровского барокко, классицизма и ампира. Канонам последнего, в частности, подчинены фасадные композиции громадного дома на углу улиц Пушкинской и Троицкой (ныне ул. Ярославского, архитекторы Л. А. Чернигов и Я. С. Гольденберг).

Родился интерес также к зодчеству ренессанса. Примером может служить дом на углу ул. Гоголя и пер. Сабанеевского (1908—1909 гг., архит. В. И. Прохаска). Его цоколь слегка уширяется книзу, а рустованные крупными блоками стены первого этажа прорезаны арочными проемами. По мере повышения вверх пластика форм гармонично убывает. Монументальностью масс и четкостью ордерных форм отличались другие произведения архит. В. И. Прохаски.

Велось также строительство приютов, которыми правящие классы демонстрировали «отеческую заботу» о сиротах и обездоленных. Впрочем, ночлежные дома приносили немалые доходы их владельцам. Вестибюль и парадная лестница занимали в этих зданиях центральное положение, что можно видеть в Массовском приюте на ул. Старопортофранковской, 28, который был построен в 1881 г. архит. А. Д. Тодоровым в романском стиле. Аналогичная композиция применена также в Инвалидном доме, возведенном на ул. Внешней в 1886 г. по проекту архит. А. О. Бернардаццн в формах древнерусского зодчества.

Если в середине XIX в. для гостиниц приспосабливались дома с галерейной планировкой, то к концу столетия гостиницы выделяются в отдельный тип жилища с развитой группой общественных и подсобных помещений. Номера различной вместимости и комфорта связывались коридорами. Гостиницы для состоятельных людей размешались в центре города и имели интересный архитектурный облик.
В 5-этажном здании на углу улиц Пушкинской и Полицейской (1898—1899 гг., архит. А. О. Бернардацци) горизонтали карнизов, тяг и проемов поэтажно расчерчивают обе фасадные плоскости. И только срезанный угол выделен вертикальным объемом эркера, открывающегося глубокими лоджиями. Здание характерно изобилием декора, праздничной полихромией. Вычурные наличники и филенки, разорванные сандрики и карнизы, разнообразные по форме и рисунку балконы, горельефные атланты и отдельно стоящие скульптуры, пышные гирлянды и маскароны, витиеватые раскреповки и картуши — почти весь декор барокко здесь выплеснут на фасады.

В застройку бульв. Приморского хорошо вписалось здание гостиницы «Одесса» (бывш. «Лондонская»), построенное в 1899—1900 гг. архит-10. М. Дмитренко. Фасад напоминает суровые палаццо флорентийского ренессанса. Этажи четко разделяются рустами и профилями горизонтальных тяг, прорезаются арочными проемами со стрельчатыми архивольтами. Однотипные жилые номера четко выражены в чередующемся ритме тесно сдвинутых проемов и ярусами их повторения. Интерьеры отличаются богатством декора.

Яндекс.Метрика