Наборы лепных украшений

Опубликовано Апр 8, 2014 в Конец XIX-начало XX вв.

Наборы лепных украшений

Фасады большинства доходных домов во второй половине XIX в. являлись своеобразной рекламой владельцев, перегружались набором лепных украшений вне зависимости от величины и формы зданий. Среди них наблюдались и довольно интересные примеры, к которым относится дом на ул. Гоголя, 6 (архит. Ф. В. Гонсиоровский). Фасадная плоскость здесь тактично подчеркнута немногочисленным декором, балконами и фигурами атлантов, фланкирующих проходы во двор и на парадную лестницу.

О мастерской интерпретации форм нидерландского зодчества конца XVI в. свидетельствуют созданные архит. Л. Л. Влодеком дома, расположенные на ул. Гоголя, 5 и 7. С конца XIX в. широкое распространение получил стиль модерн. Особенности раннего декоративного модерна наглядно иллюстрируются решениями дома на ул. Маразлиевской (ныне ул. Энгельса), 2, построенного в 1902 г. архит. М. И. Липецким. Здесь наблюдается перегруженность фасадов модернистским растительным орнаментом, экстравагантными барочными формами. Но большинство зодчих, работавших в духе модерна, стремились избавиться от стилизаторских пережитков.

Весьма характерно и 5-этажное здание на углу улиц Екатерининской и Почтовой, построенное в 1912 г. архит. Л. М. Черниговым. Его устремленность ввысь усиливается вертикальными расчленениями стен, расположением балконов и эркеров, острой крышей и маленькими размерами угловой башенки. Серая стена трактуется нейтрально, и ее плоскостной характер подчеркивают четкая графика струящихся орнаментов, белые скульптурные панно и зеленые керамические вставки. Эти нежные цветовые соотношения оттеняются красной черепичной крышей...

В дальнейшем развитии модерна под влиянием идей буржуазного рационализма появилось больше строгости и простоты, а фасадные плоскости почти лишились декоративной лепнины, как это можно видеть в домах на ул. Новорыбной, 7 (1911 г., архит.: А. Н. Клепинин) и на углу улиц Нежинской и Гулевой (1919 г., архит. А. Б. Мин-кус). Основное внимание теперь уделено выразительности силуэта здания, соотношению масс и четкому ритму проемов и простенков. Получает распространение так называемая модернизированная классика — направление, в котором совмещались новые планировочные и конструктивные достижения с композиционной ясностью и выразительностью архитектурных форм классицизма и ампира. Примерами подобной направленности являются дом на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской (1912 г., архит. С. А. Ландесман) и дом на ул. Конной, 14 (1913—1914 гг., архит. М. И. Линецкий).

Яндекс.Метрика