Тяготение к ансамблевости

Опубликовано Май 7, 2014 в Конец XIX-начало XX вв.

Тяготение к ансамблевости

Особенностью Одессы явилась тяготение ее застройки к ансамблевости. Застроенные сплошными шеренгами монументальных жилых домов и представительных общественных зданий улицы Гоголя, Садовая, Дерибасовская, Пушкинская и другие отличались масштабной соразмерностью, ритмической слаженностью, хорошо найденным модулем и соотношениями между объемами и пространствами.

Наряду с этими насыщенными каменными громадами улицами, которые стали символами урбанизма, осуществлялись другие ансамблевые решения. Так, ул. Маразлиевская (ныне ул. Энгельса) застроена не только домами на красной линии кварталов, но и особняками с озелененными двориками, благодаря чему образовывался выразительный ритм крупных масс.

Обе стороны бульв. Пролетарского застроены дачами с башнями, колоннадами, лоджиями. Размещаясь в глубине участков за высокими оградами, они объединялись густой зеленью и разнообразием своих форм, создавали интересный и яркий образ бульвара. Цепь учебных к благотворительных зданий выросла на месте бывшего Внешнего бульвара.

Во второй половине XIX в. увеличилась роль монументальной скульптуры. С усилением декоративности композиций многие фасады здании оформлялись статуями, бюстами, маскаронамн, атлантами, кариатидами. Среди памятников большими художественными достоинствами выделяется бронзовый бюст А. С. Пушкина, изваянный скульптором Ж. А. Полонской и установленный в 1889 г. на бульв. Приморском по проекту архит. X. К. Васильева.

В целом художественный уровень застройки снизился вследствие разительных контрастов в социальной и функциональной организации города. Вместе с тем Одесса в те дни немало приобрела. Улучшилось городское благоустройство, возникли новые районы, застройка города стала компактнее и внушительнее. Появился ряд замечательных архитектурных памятников. Город сохранил многие культурные традиции, свою приветливость и неуемную жизнерадостность. И все-таки архитектурная цельность недавнего прошлого была утрачена, а попытки достичь ее не увенчались успехом. Намерения Н. К. Толвин-ского и других зодчих создать местный архитектурный стиль завершились крахом. Ибо Одесса втянулась в водоворот мировой цивилизации. И подобно ей она испытывала то взлеты, то падения, то упивалась романтическими грезами средневековья, то трезво и серьезно размышляла о надвигающемся конструктивизме. Архитектура города ждала своего социального обновления.

Великолепный танцевальный клуб Бродвей

Яндекс.Метрика