Планировка города

Опубликовано Июн 4, 2014 в Восстановление города

Планировка города

В первые послевоенные годы градостроители Одессы намеревались реализовать те проектные предложения, которые были выдвинуты генеральным планом 1939 г. Представлялось возможным осуществить ряд кардинальных мероприятии в структурной организации города, во взаимосвязи селитебных и производственных территорий.

Однако очень быстрые темпы восстановления не позволили расширить улицы Приморскую (ныне ул. Суворова) и Свердлова. Были отстроены и начали действовать предприятия, которые рекомендовалось вынести из центра на периферию. Наконец, были восстановлены здания между улицами Комсомольской и Мечникова, а также здания Финансового техникума, в результате чего стало невозможно ни создание бульвара вокруг центрального ядра, ни продолжение просп. Мира.

После окончания войны в стране основное внимание было уделено перепланировке и реконструкции сильно пострадавших городов. Новый генеральный план был разработан н для Одессы. Он был закончен в 1947 г. в Гипрограде УССР под руководством архитектора Д. М. Баталова при участии одесских зодчих. Как и в довоенных планах, в нем намечалось освоить громадную территорию, включая Лузановку на севере н бывшую дачу Ковалевского на юге. Но в целом площадь города несколько уменьшилась, так как застройку между Средним и Большим Фонтанами не предполагалось развивать далеко в степь и не проектировался более жилой район за бывшим сахарным заводом.

Зато основанный еще до войны железнодорожный поселок около станции Застава-1 должен был расшириться до железнодорожной ветки в Белгород-Днсстровский. Между Селекционно-генетическим институтом и Ближними Мельницами на местах бывшего хутора Вышинского и нынешнего Юго-Западного района предусматривался громадный жилой массив, состоящий из небольших прямоугольных кварталов. Дробная сетка кварталов намечалась и около Жеваховой горы, где также до войны началось поселковое строительство. Отсутствие функциональной слаженности городского организма — существенный недостаток плана 1947 г.

Компактных и обладающих территориальными резервами промышленных зон не намечалось. Предприятия должны были разместиться в основном вдоль железных дорог и тем самым оказывались в непосредственном соседстве с селитебными территориями. Развивая градостроительные традиции старой Одессы, зодчие выдвинули идею ленточного общественного центра, состоящего из анфилады площадей Октябрьской революции, Привокзальной, 9-го Января, Привозной и новых, нанизанных на магистраль, которая прорезала бы толщу города и выходила к морю парадным бульваром. С ним предполагалось соединить ул. Виноградную. Таким образом, город получал четко выраженный поперечный диаметр планировочной структуры. Наиболее парадной должна была стать площадь на берегу моря, застроенная монументальными общественными и жилыми зданиями.

Яндекс.Метрика