Сочетание типового и индивидуального

Опубликовано Июн 8, 2014 в Восстановление города

Сочетание типового и индивидуального

В реальном проектировании жилых домов в этот период стремились сочетать типовое и индивидуальное. В зависимости от расположения здания, его роли в облике улицы, желания создать определенный архитектурный образ, наличия в цокольном этаже тех или иных учреждении фасад обогащался лоджиями, эркерами, менялись ритм и форма балконов, размеры и сочетания проемов. Все это требовало корректив типовых решений.

Композиции жилых домов, построенных по красной линии кварталов между существующими зданиями, во многих случаях решались фронтально и отличались сдержанностью декора. Об этом свидетельствуют дома на ул. Подбельского, 33    (1949—1951 гг., архит. А. Л. Гольденберг), на ул. Садовой, 19 (1953 г., архит. М. А. Кац). Их высота, как правило, согласовывалась с окружением, и тем самым сохранялось единство застройки. Но нередко, чтобы разнообразить фронт квартала, зодчие прибегали к активным акцентам.

Порой выделялись только венчающие части, как можно видеть в доме на ул. Ярославского, 28 (1952 г., архит. Е. Г. Вайнштейн), где активную роль играют поэтажные членения крупных арочных окоп цоколя и лента карниза, разорванного тремя аттиками барочной формы. Но обычно центральная ось фасада выделялась более энергично. Так, в доме на ул. Ленина, 7 (архит. Г. В. Топуз) среднюю часть пятого и третьего этажей объединяли глубокие лоджии, пластика которых усилена вертикалями балконов по сторонам. В доме на ул. Чичерина, 56 (1959 г., архит. Л. М. Наркевич) центральное положение колонной лоджии подчеркнуто венчающим аттиком, а в доме на ул. Бебеля, 54 (1949 г., архит. П. П. Якименко) средняя ось выявлена проездом, вертикальной лоджией, парапетом с треугольным фронтоном и декоративным бельведером.

И лишь в некоторых случаях зодчие прибегали к сложным объемным построениям, примером чего является дом на ул. Б. Хмельницкого, 38 (1954 г. архитекторы Е. Г. Вайнштейн и Н. Г. Мильграм). Поставленный посреди длинного квартала 5-этажный дом слегка отодвинут от красной линии и вперед выступают 4-этажные ризалиты. Игра масс, контрасты светотени достигнуты лоджией, массивными балконами, венчающим антаблементом и парапетами.

Яндекс.Метрика