Строительство здания морского вокзала Одессы

Опубликовано Июл 14, 2014 в Современная архитектура

Строительство здания морского вокзала Одессы

Здание морского вокзала является частью большого архитектурного комплекса, законченного в 1967 г. к 50-летнему юбилею Великого Октября. Комплекс состоит из входных павильонов на ул. Суворова, путепровода через железнодорожные ветки, грузового склада на расширенном Новом молу и здания самого вокзала.

Благодаря путепроводу с павильоном и крыльями пандусов от ул. Суворова построенная более столетия назад грандиозная Потемкинская лестница перестала играть декоративную роль. Морской вокзал решен архитекторами В. К. Головиным, В. П. Кремляковым в современных формах. Здание поражает огромным интерьером операционного зала. Он легок, хотя его высота и равна 4-этажному дому.

Конструкции четырех несущих рам перекрытия немного расширяются ввысь, и пространство зала словно бы выплескивается наружу сквозь колоссальные стеклянные витражи. На уровне второго этажа наклонные опоры перерезаны антресолью, мощная горизонталь которой как бы собирает пространство зала в единое целое. Более сложно организована часть интерьера, обращенная к городу, где мотив несущих рам сменился четкой пластикой масс, а междуэтажные площадки зрительно фиксируют физические габариты зала. В северо-восточной стороне здания над группой таможенного досмотра довольно удобно устроены ресторан и кафе.

Эффектен торцевой фасад со стороны моря, где видны две мощные горизонтали: застекленный цоколь и сильно вынесенный верхний козырек на пяти опорах. Ритм этих горизонталей обогащается галереей на уровне третьего этажа. Не менее динамичен и боковой фасад, где использован принцип контраста каменных форм, прорезанных тремя ярусами оконных проемов и глубоких галерей второго этажа.

Устремленность к морскому горизонту подчеркивается динамикой общих масс, наклонными галереями, косыми линиями опор. Со стороны города доминирует наклонная стеклянная плоскость, сквозь которую светятся лестничные марши. Несмотря на крупные размеры, вознесенный на пьедестал Нового мола морской вокзал выглядит легким и прозрачным. Значительно выросшей за последние десятилетия Одессе потребовались новые административные здания.

В соответствии с генеральным планом для облисполкома был выделен участок на одной из сторон центральной пл. Октябрьской революции. Построенное в 1976 г. по проекту архит. Б. И. Тандарина и инж. И. И. Корнета 15-этажное сооружение стало важной доминантой в формировании пространства площади и в организации морского фасада города.

Яндекс.Метрика