Толчек для развития гайдамачества

Опубликовано Окт 31, 2014 в Тематический обзор литературы

Толчек для развития гайдамачества

Толчком для развития гайдамачества было также и то. что царизм в интересах колонизации переманывал население из Польши на территорию «Вольностей запорожских» и тем, по крайней мере до 1768 года, создавал у перебежчиков убеждение, что русское правительство поощрительно относится к борьбе с польской шляхтой. Потому до Колиивщины гайдамацкие отряды формировались в Черном лесу в Елизаветградекой провинции и отправлялись почти беспрепятственно в Польшу. Гайдамачество серомы широко распространилось в степях южной Украины.

Л. Скальковский сообщил много интересных данных о действиях гайдамацких отрядов в Байтальских лесах, нынешней Одесской области, в Черных лесах, нынешней Кировоградской области (Гнат Голый), откуда они отправлялись на Брацлавщи-ну, а также о таком центре гайдамацкого движения, как Ми-гейские пороги (Мигейский Ташлык) на реке Буг, в 10 километрах от нынешнего г. Первомайска. Здесь почти в течение всего 18 в. существовала база гайдамацкого движения. На Буг для разгрома гайдамаков выходили отряды запорожских полковников Лантуха и Чеснока. Здесь в 1780 —1782 гг. базировались гайдамацкие предводители Яков Солонь и Федор Швыдкий 21. С Мигейским порогом связана легенда о казаке Мамае, которому Скальковский посвятил большую историческую повесть в 400 страниц. Казак Мамай — собирательный образ и имя для вездесущих гайдамаков, которых народная память наградила чертами «характерников», т. е. оговоренных от пуль. Известно, по словам Скальковского, что в 1750 г. поляками в м. Торговище был пойман гайдамак, назвавшийся Мамаем. Его усатая голова в шапке была насажена на шест и выставлена на мосту.

«С него Андрей шапку снял и назвал себя Мамаем». Об этом Андрее Мамае, действовавшим в течение 10 лет в районе Мигейского порога, и идет речь в повести Скальковского, испещренной примечаниями: «Факт изложен на основании подлинных документов».

Имя Мамая, столь грозное и неприятное для помещиков, казацкой старшины, купцов и чиновников, было вместе с тем любимым образом для обездоленного люда на Украине. О казаке Мамае сложено много песен и легенд. Существовала легенда о Мигейском камне, под которым Мамай зарыл сокровище. Подобные легенды складывались и в других местах. Так. в Бурчаковском лесу «Чигиринского уезда росло дерево, называемое Мамаевым дубом, ствол которого необыкновенной толщины был весь избуравлен искателями кладов.

Именем Мамая назывались каменные бабы и кресты на раздорожьях. Польские шляхтичи и местечковые торговцы заказывали и распространяли в народе для устрашения картины с изображением казни казака Мамая. В народе же широкое распространение получила другая картина: молодой казан Мамай с длинными усами и чубом (оселедцем) сидит у дуба на траве с торбаном (род инструмента вроде балалайки) в руках и поет песни, добрый конь привязан в тени деревьев. На некоторых картинах изображаются гайдамаки, которые варят кашу. Наш рисунок взят из книги Мышецкого.

Яндекс.Метрика