Три варианта картины «Казак Мамай»

Опубликовано Окт 31, 2014 в Тематический обзор литературы

Три варианта картины «Казак Мамай»

Три варианта картины «Казак Мамай», написанные маслом, хранятся в Одесском Историко-краеведческом музее. Скальковский в силу ограниченности классового мировоззрения называл восставших гайдамак «ворами» и «грубой чернью», а Мамая представлял как «разбойника», с которым сражался «славный» полковник Чеснок.

Давая резкий отпор дворянским буржуазным историкам, выступающим с клеветой против народа, Т. Г. Шевченко в стихотворении «Холодный яр» обрушил свой гнев по существу на данного историка.

Врете, живодеры!

За святую правду волю.

Разбойник не встанет,

За народ, что вами скован,

Он грозой не грянет.

Если с севера и северо-востока в очаковские степи проникала специфическая форма классовой борьбы украинского крестьянства в 18 веке — гайдамачество, то с запада, из-за Днестра, в слободы, занятые молдаванами и смешанным молдавским и украинским населением, проникало гайдуцкое движение. Это движение было тоже одной из форм классовой борьбы эксплуатируемого молдавского народа против местных и иноземных эксплуататоров в 17 и 18 веках.

Гайдуки наводили ужас на господствующие классы. Последние же чинили беспощадную расправу с участниками народного движения.

«История Молдавии» приводит отдельные примеры такой расправы: «Один только господарь В. Лупу за 20 лет своего правления казнил более 14000 гайдуков, подвергая самым жестоким пыткам» 4|, «Господарь Константин Кантемир вел против гайдуков ожесточенную борьбу. Пойманных гайдуков сжигали живыми, четвертовали, отрезали им руки и неги, сажали на колья и т. п.».

Бояре, купцы, греки-фанариоты и турецкие поработители тоже называли гайдуков разбойниками или, по-молдавски, — годами.

Гайдуки-гоцы пользовались любовью не только молдавского, но и украинского крестьянства, которое видело в них своих отважных защитников как против турецко-татарских разбойников, так и против русских и украинских помещиков, пытавшихся поработить свободных и полусвободных поселенцев украинских степей.

Одним из селений, где часто базировались гайдуки, был нынешний районный центр Одесской области — Долинское, который назывался до недавнего времени Валегоцулово (по-молдавски — Долина разбойников или в народном понимании — Долина удальцов).

Таким же центром гайдамачества и гайдучества было село Гоцулово (севернее Балты), где в 50 —60-х годах 19 столетия оплакивал судьбу крепостного народа лирник Василий Мороз.

Яндекс.Метрика