Развитие края в дореформенный период (1791—1861)

Опубликовано Янв 15, 2015 в Тематический обзор литературы

Развитие края в дореформенный период (1791—1861)

В конце 18 — первой половины 19 в. в России шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития капиталистических отношений. На Юге этот процесс шел значительно быстрее и глубже чем на Правобережной и Левобережной Украине.

Этому содействовали близость морских портов, откуда хлеб шел за границу, невысокий процент крепостного населения (если в некоторых районах Украины процент крепостного населения доходил до 58, то на Юге он не превышал 25).

Последнее заставило повсеместно прибегать к широкому использованию наемного труда. Из среды главным образом разорившихся крестьян вырастал рабочий класс. Зарождалась промышленность. Развивалось строительство городов. Росло число городского населения, а это вызывало спрос на товарный хлеб, который стал еще больше поступать на внутренний рынок. На Юге, как и повсюду на Украине и в России появлялись иностранные капиталисты, открывавшие свои склады и банкирские конторы.

Такая обстановка способствовала росту вновь возникших; городов и портов на Черном море — Херсона, Николаева и прежде всего — Одессы, которая очень быстро заняла ведущую роль в экспортно-импортной торговле России.

Херсонский порт был мелководным и безрейдовым и поэтому не мог удовлетворить требования морских перевозок. Более 100 лет Херсон являлся губернским центром.

Благодаря притоку значительной массы населения здесь развивались местная промышленность и торговля.

С присоединением к России Очаковской области возник Николаевский порт, «который с первых же дней своего существования доказал несомненные преимущества перед Херсоном», как военный порт и как место для постройки кораблей. Все морские учреждения постепенно перекочевывали из Херсона в Николаев, который приобретал своеобразный облик.

Рабочие судостроительных заводов, семейства моряков, отставные матросы заполняли предместья города, сооружая там камышовые мазанки. Но и Николаевский порт страдал теми же недостатками, что и херсонский — мелководным и неудобным рейдом.

Яндекс.Метрика