Трудности на пути развития новых городов

Опубликовано Янв 15, 2015 в Тематический обзор литературы

Трудности на пути развития новых городов

Большие трудности возникали на пути развития новых городов, таких как Вознесенск, Тирасполь, Григориополь, Дубоссары, Овидиоиоль и старых — Очаков, Маяки и Белгород-Днестровский.

В то же время совершенно исключительные условия создались для развития крупнейшего на Черном море города и порта— Одессы. Можно смело утверждать, что не было другого такого города в России как Одесса, который за очень короткий срок, за каких-нибудь 50 — 60 лет, так значительно вырос. В тот период крупные пограничные и приморские города создавались там, где была крепость или под прикрытием крепости. Выбор места для строительства крепостей — Севастополя и Одессы, Керчи и Тамани, Тирасполя и Овидиополя, был сделан А. В. Суворовым. Суворову же принадлежало и руководство строительством этих крепостей в период командования им войсками на юге Украины в 1792 —1794 и 1796—1797 гг. 127.

Строительство крепостей требовало больших денежных затрат, но финансовое ведомство не торопилось с ассигнованием их. Это вынудило Суворова заключать с подрядчиками контракты на большие суммы и выдавать им векселя. По распоряжению Екатерины II контракты, заключенные Суворовым, были объявлены «недействительными». Суворов для расплаты с подрядчиками собирался было продать свои новогородские деревни. И лишь когда дело получило нехорошую огласку в России и за границей, Екатерина II вынуждена была распорядиться выдать ему деньги для оплаты поставок по подрядам.

Суворов чрезвычайно ценил и отдавал должное строителям крепостей и портов Одессы, Севастополя, Николаева, Херсона, Керчи — Францу де Волану, И. И. Князеву, Е. X. Ферстеру, М. А. Фемерсу, И. И. Фальконе, М. И. Портарию, а также П. Ивашеву, В. Поджио и др...

В рескрипте Екатерины II от 27 мая 1794 г., адресованном П. Зубову, сказано:

«Желая распространить торговлю российскую на Черном море и уважая выгодное положение Хаджибея и сопряженные с оным многие пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход а Хаджибеевскую гавань купеческим судам, как наших подданных. так и чужестранных держав, коим в силу трактатов, с империей нашей существующих, можно плавать по Черному морю, дозволяя привозить и погружать для вывоза товары, законами не запрещенные, с платежем пошлины по черноморскому тарифу».

В рескрипте же Рибасу, назначенному главным начальником новой гавани и гребного флота Черноморского, который должен был в ней находиться, говорилось:

«Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью... устроение гавани сей мы возлагаем на вас и повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное распоряжение свое иметь, будет; работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского, коему поручены от нас все строения укреплений и военных заведений в той стране...»

и далее, после указания о привлечении к работам солдат и матросов, вновь-подчеркивается:

«По прочим же надобностям вашим имеете вы во всем относиться к помянутому генералу графу Суворову-Рымникскому и требовать его наставлений, как в самом производстве работ, так и в пособии на оные деньгами... для чего и отчеты в издержках ему представлять имеете».

Яндекс.Метрика