Хлеб — главный предмет вывоза

Опубликовано Янв 31, 2015 в Тематический обзор литературы

Хлеб — главный предмет вывоза

Главным предметом вывоза был хлеб: пшеница и, в меньшей степени — рожь и кукуруза. Экспортными товарами были также шерсть, кожи и изделия из них, сало, свечи, воск, латунь, железо, икра, мешки, мягкая рухлядь, рогожи книги, картины, церковная утварь.

«Порто-франко» крайне тормозило развитие местной промышленности. При указанном выше большом росте торговых предприятий количество фабрик и заводов росло очень медленно: в 1837 г. их было 37; в 1847 г. — 53, в 1857 г. — 64. Кроме мельниц, пекарен, а также макаронных и табачных фабрик с 1823 по 1850 год в Одессе возникли такие предприятия: фортепианная фабрика Гааза и переплетная Шварца (1823), фабрика минеральных вод Акционерного общества (1829), конфетная Шапошникова (1830), слесарная — Фрелиха и Бличи, мраморных изделий Вернета (1836), мастерская часов (1841), фортепианная Шена (1843), литейный завод Рестеля, шляпочная мастерская Калло (1844), завод сельскохозяйственных машин Гена (1845), слесарная мастерская Гизера (1846), мебельная Мерклинга и кирпичный завод Павлова (1847), завод восковых свечей Херсонской епархии (1853), оружейная мастерская Иенга (1854), паровая мельница Тома (1850).

Засилию заграничных концессий и успешной конкуренции заморских товаров в Одессе способствовало то обстоятельство. что здесь не было железных дорог, связывающих Юг страны с промышленными центрами Украины и России. Проекты Воронцова соединить Одессу железной дорогой с центральной Россией (1836), его же проект о сети конно-железных дорог (1844), проект Одесской общественности о постройке железной дороги до Паркан (Тирасполя) и до Голты с ветвью на Балту (1850) были правительством отвергнуты 159.

Успешно развивался оборот судов: с 1824 по 1835 г. он доходил до 540 судов в год, с 1835 по 1845 г. — до 762 судов, с 1845 по 1859 год — до 1096 судов в год. В 1828 году на николаевских верфях был построен первый пароход «Одесса». В 1854 г. паровой флот Одесского пароходства уже состоял из 12 единиц в 1900 сил. В 1857 году создается Российское общество пароходства и торговли (РОПИТ) Валовая продукция промышленности оценивалась в 3,5 — 5 млн. руб. в год. Лучшими заводами дореформенного периода были: канатный А. Новикова, механическая пекарня Буковецкого и К0, стеариновый завод Питансье.

В городе было 16 табачных фабрик, обрабатывающих ежегодно свыше 100 тысяч пудов бессарабского, крымского и мингрельского табака, и до 35 тыс. пудов импортного — турецкого и американского.

Благодаря привозу английского и русского каменного угля, стали появляться литейные и механические заводы, паровые лесопильни, паровые мельницы, косметические, ватные, шляпные и табачные фабрики. Расширилась деятельность известковых карьеров и печей, кирпичных и черепичных заводов, фортепианных и каретных мастерских.

При столь бурном развитии торговли и населения, большом количестве зданий Одесса продолжала оставаться неблагоустроенным городом. Об этом остро писал А. С. Пушкин:

«В году недель пять—шесть Одесса,
По воле бурного Зевеса,
Потоплена, запружена,
В густой грязи погружена.
Все домы на аршин загрязнут,
Лишь на ходулях пешеход По улице дерзает вброд;
Кареты, люди тонут, вязнут,
И в дрожках вол, рога склоня.
Сменяет хилого коня».

О неблагоустроенности Одессы писал спустя 7 лет в прозаической форме местный профессор Н. И. Мурзакевич; «Настоящая осень 1830 года, страшная грязь, поглощавшая на средине улиц лошадей и чуть ли не людей, на целые три месяца так затрудняла сообщение, что по улицам можно было ездить только верхом. Многие переулки были перетянуты веревками, чтобы никто не ездил».

Настоящее замощение центральной части города брусчаткой и бугским гранитом было начато только в 1860-х и 70-х годах 19 века. Строительство же днестровского водопровода осуществлено было только в 1874 году. Начало развитию курортов в Одессе положил врач Э. С. Андреевский.

Яндекс.Метрика