Пример истинного интернационализма

Опубликовано Мар 24, 2015 в Золотой век

Пример истинного интернационализма

Город создавался и обживался как реальный пример истинного интернационализма. Наиболее деятельное участие в формировании облика Одессы, кроме русских, украинцев, принимали французы, итальянцы, греки, армяне, евреи, немцы, поляки. Как свидетельствует современник, «французский язык и здесь тогда тоже свирепствовал». Несмотря на то, что число итальянских купцов к середине XIX в. заметно уменьшилось и в городе остались в основном рыбаки и портовые рабочие, все же по старой памяти надписи на улицах были итальянскими. Итальянский язык поддерживался итальянской оперой, очень популярной среди одесских меломанов (в Городском театре «порядочная» публика бывала только на гастролях петербургских знаменитостей).

Национальная пестрота была не только в высшем обществе, но и в массе народа. Все цирюльники в Одессе были армяне-католики из Григориополя, огородники — болгары, уголь привозился в каруцах из Бессарабии «полудикими молдаванами в рубашках с раскрытой грудью». Немецкие колонисты специализировались в области производства сельхозорудий, среди них были хорошие токари, оружейники, кондитеры, фармацевты, специалисты по изготовлению различных мясопродуктов. Булочники и хлебники были по большей части из греков, они же торговали фруктами и мануфактурой. Швейцарцы занимались виноделием. Торговлею занимались и караимы. Евреи были факторами (движущей силой) хлебной торговли, стекольщиками, разносчиками, работали в обойных, седельных, корсажных, часовых мастерских. Великороссы, или «кацапы», были плотниками, бондарями, печниками, штукатурами, водовозами и служили в кучерах. Женская прислуга состояла из малороссиянок и полек. Этому обстоятельству одесский язык обязан массою малорусских и польских слов и оборотов, а также мягкому произношению. Языковому колориту одесской речи во многом способствовали евреи и немцы.

Не преуменьшая роль выгодного географического положения Одессы, с чем связан стремительный рост города в XIX в. и связанный с этим небывалый приток населения со всех уголков Российской Империи и Европы, надо отметить, что уникальному слиянию культур, наций, народов способствовали экономические, политические и даже климатические условия (слияние морских и степных просторов). Все это было подобрано в таких пропорциях и в такой мере, что понятие «одессит» стало самостоятельным национальным признаком. Так создаются первоклассные духи, состоящие из различных компонентов, каждый из которых хорош сам по себе. Смешав их в определенной пропорции, выдержав в определенных условиях, создатель получает букет, который превосходит все его составляющие. В этом букете, как у всего гениального, ничего нельзя ни добавить, ни убрать. Руками творца формировались город и люди, его населяющие, — одесситы. Одесса как уникальное явление состоялась благодаря филигранному смешению различных культур, каждая из которых оставила свой след в той мозаике, которая называется по-разному: «одесский стиль», «одесский юмор», «одесский склад характера», «типичный одессит» и т. д.

Вот как описывает формирование одесского уклада жизни современник в начале XIX в.:

«Этнически пестр и деловой мир юной Одессы, причем удивление вояжеров вызывает всеобщая гармония в этом «демографическом конгломерате». В самом деле, в городе на небольшом удалении друг от друга расположены коммерческие конторы, лавки, магазины, склады, кофейни, кондитерские, трактиры греческих, турецких, французских, итальянских, швейцарских, английских, немецких, югославских, польских, еврейских и других предпринимателей. В городе мирно уживаются православные, католические, лютеранские, реформатские храмы, синагоги, караимская кенаса, магометанская молельня, клерикальные учебные заведения различного толка — и никого это не смущает. В городе господствует обстановка веротерпимости и сотрудничества».

Яндекс.Метрика