Конно-железная дорога («конка»)

Опубликовано Мар 26, 2015 в Золотой век

Конно-железная дорога («конка»)

Общественным транспортом в Одессе были конно-железная дорога («конка») и паровой трамвай. История развития конно-железных дорог и электрического трамвая в Одессе — это история отношения городского управления с Бельгийским анонимным обществом конно-железных дорог в лице их директоров г-на Комбье (умершего и похороненного в Одессе) и г-на Легодэ.

Длившаяся десятилетиями неудовлетворенность сотрудничеством, взаимные обвинения в безответственном отношении к своим обязательствам по контракту и в то же время удивительная приверженность этому сотрудничеству достойны отдельного исследования и остаются одной из неразгаданных тайн в деятельности городской управы разного состава. Не могли они друг без друга — любовь и ненависть шли нога в ногу, но взаимовыгодный интерес всегда побеждал. Так было и при переходе от «конки» к электрическому трамваю, так было в дальнейшем при строительстве электрических станций. В 1901 г. обозреватель в «Одесских новостях» отмечает, что «каждый день приносит новые факты из области трамвайной неурядицы, которая почти непрерывно существует в течение 20 лет эксплуатации одесского трамвая Бельгийским анонимным обществом.

Столкновения вытекают непосредственно и неизбежно из принципиального различия между интересами частного общества и интересами городского самоуправления (о праве пересадки на другую линию, графике движения, очистке путей и т.д.)». В 1903 г. в статье «Продолжение борьбы» отмечается, что «коммерческая компания стремится усиливать движения только на выгодных, а никак не малодоходных линиях. Она не останавливается перед всеми нарушениями контракта, если считает их для себя выгодными.

Впрочем, после всего, что сказано об ужасном состоянии «усовершенствованной» большефонтанской линии, паровозов, станционных зданий, вагонов, путей и т.д., говорить о солидарности интересов города и бельгийской компании можно разве при явном желании совершенно закрыть глаза на существующее положение вещей». Однако, несмотря на все эти «неурядицы», осенью 1901 г. в городскую управу поступило предложение от бельгийцев относительно переустройства дорог на электрическую тягу, а 7 ноября вышло постановление управы о заключении соглашения с бельгийской компанией. Бесконечная череда согласований и уточнений продолжалась до 1907 г., когда был пущен первый трамвай от дачи Ковалевского до селения Ольгино (Люстдорф).

Что получала городская казна от эксплуатации «конки»? Валовой доход бельгийского общества конно-железных дорог за 1903 г. составил 1.180.027 руб. (более предыдущего на 53.000). В кассу городского управления общество внесло 1% от валового дохода, т.е. 11.800 руб. 27 коп. Наибольший доход дали линии: Ришелье вс кая — Херсонская (на 15.000 р.), Ришельевская — Слободка- Романовна (14.000), Малороссийская — Торговая (на 11.000). Открытие новой больницы на Сл. -Романовке увеличило нагрузку по этой линии с 35.000 в 1902 г. до 49.000 в 1903 г.

Яндекс.Метрика