Часть команды с крейсера «Варяг» следует в Одессу

Опубликовано Мар 27, 2015 в Золотой век

Часть команды с крейсера «Варяг» следует в Одессу

В первый же день войны японская эскадра блокировала в заливе Чемульпо три российских корабля: крейсер «Варяг», канонерскую лодку «Кореец» и почтовый пароход «Сунгари».

Кроме российских кораблей, в заливе находились английские, французские, итальянские и американские военные корабли. От японцев последовал ультиматум, что если оба судна не покинут порта до полудня, то они будут атакованы тут же в гавани. Командир крейсера «Варяг» Руднев в 7 часов утра явился на борт английского крейсера «Talbot», и там прошло совещание с командирами английских, французских и итальянских судов (американцы отказались от участия в совещании), где командир «Варяга» домогался от них охраны при выходе из порта. Однако все уклонились от удовлетворения этой просьбы.

На «Варяге» и «Корейце» начали готовиться к бою с японской эскадрой, состоящей из 18 судов. Следует подчеркнуть, что «Варяг» был довольно современным судном, построенным в Филадельфии на заводе Крампа в 1900 г. с экипажем 536 человек, а канонерская лодка «Кореец» строилась в Швеции и была спущена на воду в 1886 г., экипаж 159 человек. Исход боя был очевиден — российские моряки шли на верную гибель. Когда оба корабля проходили мимо французских, английских и итальянских судов, то их команды, построенные на палубе, сопровождали идущих в бой российских моряков громкими приветствиями. И все же англичане послали баркас к японскому флагманскому кораблю, чтобы заявить протест против подобных действий.

Японцы были непреклонны. Непрерывный огонь японской эскадры сосредоточился почти исключительно на одном «Варяге», который, ведя ответный огонь, повредил несколько японских кораблей. На «Варяге» возник пожар, два снаряда пробили борт судна ниже ватерлинии. Были снесены выстрелами обе рубки и третья дымовая труба. Разрывные снаряды поражали матросов. Японцы два раза предлагали сдаться, но «Варяг» продолжал вести огонь. Как вспоминал потом очевидец событий, «вокруг была кровь, кровь и кровь и части разорванных тел». «Варяг» начал крениться на один борт, и, когда граната попала в рулевой аппарат, командир принимает решение попытаться вернуться в гавань и выброситься на берег, чтобы избежать сдачи в плен и окончательной гибели. «Кореец» был поврежден мало, среди его экипажа почти никто не был ранен. Оба судна достигли гавани, причем «Варяг» практически лежа на одном борту, где бросили якоря в 300 шагах от английского крейсера «Talbot».

С иностранных судов была послана врачебная помощь. На «Варяге» оказалось 40 матросов и 1 офицер убитых и 64 матроса и 2 офицера раненых. Капитан Руднев получил легкое ранение. Командир «Варяга» объявляет решение потопить три судна, поэтому команды их были свезены на иностранные суда. «Talbot» принял на борт 242 человека, в том числе 214 матросов, из которых шестеро умерло в ту же ночь. Приняли российских моряков и французы и итальянцы. Даже американцы, которые не принимали участие ни в совещании командиров перед боем, ни в манифестации во время прохождения русских судов на неравную битву, приняли нескольких раненых. Ровно в 4 часа пополудни «Кореец» взлетел на воздух, а на «Варяге» открыли кингстоны, и он затонул. После этого был зажжен почтовый пароход «Сунгари». Так была вписана героически-трагическая страница в историю русско-японской войны 1904—1905 гг.

Вскоре после этих событий одесситам стало известно, что часть команды с крейсера «Варяг» на пароходе «Малайя» следует с Дальнего Востока в Одессу. Город жил ожиданием встречи с героями Чемульпо и следил за продвижением «Малайи». Когда пароход вышел из Порт-Саида, было ясно, что встреча состоится 19 марта. Уже с утра, если смотреть из порта, то можно было видеть густые толпы народа, сплошь занявшие всю местность Александровского парка, его обрывы, возвышенности и крепость, весь Николаевский бульвар, городскую лестницу и вообще все те возвышенности, откуда открывался вид на порт. Сам порт также был заполнен встречающими, заполнена публикою была и эстакада.

Яндекс.Метрика