Необходимость расширения электрических станций

Опубликовано Апр 6, 2015 в Золотой век

Необходимость расширения электрических станций

Вторым важным вопросом, требующим оперативного разрешения, являлась необходимость расширения электрических станций как для освещения, так и для промышленных нужд. Для этого нужно было построить либо одну центральную электрическую станцию (ЦЭС), либо одну ЦЭС для трамвая, а другую для освещения.

Удивительное дело, но Одесса, которая в XIX в. шла в ногу с техническим прогрессом и занимала в некоторых областях лидирующее положение в Империи, вдруг остановилась в своем развитии и стала безнадежно отставать не только от •европейских, но и от крупных российских городов. Так произошло и с внедрением электричества и электрического освещения. Когда в Европе полным ходом шло внедрение электрического освещения городов, в Одессе еще в начале века экспериментировали, какое освещение лучше: газовое, керосиновое и т.п. Эго несмотря на то, что первые попытки осветить улицы электрическими лампами были предприняты еще в 1880 г., когда инженер К. Гринберг установил на Николаевском бульваре десять фонарей. Однако эксплуатация их оказалась убыточной, и от широкого их внедрения пришлось отказаться.

И все же на выставке общества сельского хозяйства юга России, проходившей в 1884 г., для освещения территории Александровского парка было установлено 26 дуговых и 450 ламп накаливания. А постройка в Одессе первой в Империи и четвертой в мире центральной станции переменного тока непосредственно связана с проблемой освещения нового Городского театра, который строился на месте сгоревшего из-за использования для освещения газовых фонарей. Примечательно, что в Одессе работы по применению переменного тока для освещения начались всего лишь через десять лет после изобретения венгерскими электротехниками трансформаторов переменного тока.

Когда обсуждался вопрос об освещении театра, на первом месте было обеспечение экономичности и безопасности. Было решено сооружать не локальную «осветительную станцию» переменного тока, а центральную, которая, кроме театра, могла бы снабжать электричеством другие общественные здания и частные дома. Договор на проведение работ был заключен с Австро-Венгерской фирмой «Ганц и К°». «По договору фирма должна была построить станцию такой мощности, чтобы она могла обеспечить работу 1412 ламп в 16 свечей, 504 лампы в 50 свечей и 12 дуговых фонарей, установленных в театре, а также питать еще до тысячи ламп частных абонентов. Кроме того, фирма обязалась соорудить воздушную линию электропередачи от ЦЭС до театра, установить в театре понижающую трансформаторную подстанцию, провести внутреннюю проводку и обеспечить освещение дуговыми фонарями театральной площади. 1 октября 1887 г. ЦЭС была запущена.

Здание станции разместилось на Старопортофранковской, 10 и состояло из двух отделений — котельного и машинного. В котельном отделении находились 4 паровых водотрубных котла, общей производительностью 5 т пара в час при давлении 10 атм., а в машинном — две «паросветовых установки» — генераторы, общей мощностью 160 кВт при напряжении 2 кВ и частотой 50 Гц. По воздушной линии, подвешенной к деревянным столбам высотой 8,5 м и длиной 2,5 км, электричество подавалось на понижающую подстанцию, установленную в театре и понижающую напряжение до 56 В, которыми и питалась осветительная цепь театра. Кроме театра, наиболее крупным абонентом была гостиница «Гранд-отель» (Пастера, 29), где было установлено 300 ламп. Несмотря на низкую отпускную цену за электроэнергию (2,5 коп. за «шестнадцатисвечевой лампо-час», вместо 3,5 коп. в Петербурге, где использовался постоянный ток), Одесская ЦЭС обеспечивала высокую доходность — прибыль за первый год эксплуатации превысила 5.000 руб., несмотря на то, что она работала на привозном английском угле.

После запуска ЦЭС была построена подобная станция в порту, и впервые в мире от Рейдового мола к волнорезам для их освещения был проложен по морскому дну на глубине 10 м бронированный кабель. Казалось, были все предпосылки для повсеместного внедрения электричества в городское хозяйство и для бытовых нужд, однако этого не произошло. На этом «рывке» по освоению нового вида энергии городские власти, по непонятным причинам, остановились и продолжали заниматься привычным газовым и керосиновым освещением, а такое выгодное предприятие, как ЦЭС, было сдано в аренду одесскому инженеру Л.А. Маргулису, в руках которого и сосредоточилась вся электроосветительная сеть города.

После увеличения мощности генераторов до 1.500 «паровых сил» к 1908 г. станция имела в своей сети включенными около 40.000 ламп и 400 дуговых фонарей. Кроме того, около 175 «паровых сил» использовались «для передачи работы электромоторам». Чтобы удовлетворить возрастающий вечером спрос на электроэнергию, Л.А. Маргулис устроил еще три сравнительно большие аккумуляторные подстанции — на самой ЦЭС, на Ришельевской ул. в доме Паппе и Дерибасовской ул. в здании Пассажа. Днем, когда потребление энергии было незначительно, они аккумулировали «работу машин», а вечером отдавали накопленную энергию в сеть.

В 1908 г., в связи с окончанием срока аренды ЦЭС инж. Маргулисом, городской управой была создана комиссия для изучения состояния станции и возможности ее переоборудования, так как в последние годы ЦЭС работала с перегрузкой и абонентам приходилось отказывать в услугах. Результаты обследования станции были ошеломляющие — станция как коммерческое предприятие потеряла «высокую цену ввиду отсталости технических приспособлений и устройств». Так как в городской казне свободных денег не было, то было принято решение ничего у Маргулиса не выкупать, а после окончания срока аренды принять только те устройства, которые подлежат безвозмездной передаче городу согласно договору. Управе ничего не оставалось делать, как искать выгодных концессионеров. В 1908 г. был объявлен конкурс «на постройку электрической станции и эксплуатации электрического освещения в Одессе». К осени 1908 г. управой рассматривались предложения от трех фирм:

1. Бельгийского общества конножелезных дорог в лице директора «конки» Р.Э. Легодэ. 2. Русского общества «Всеобщая компания электричества и акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». 3. Международного электрического общества и восточного электрического синдиката в Лондоне.

Яндекс.Метрика