Последствия погрома (сотни семейств остались без крова)

Опубликовано Апр 6, 2015 в Золотой век

Последствия погрома (сотни семейств остались без крова)

Погром остановился точно по мановению жезла. Сотни семейств остались без крова, без средств к существованию, без кормильцев, сотни раненых требовали немедленной помощи. Экономика города подорвана вконец.

Эмиграция за границу принимает небывалые, грандиозные размеры. Занятия во всех учебных заведениях прекращены. Подытоживая эти кровавые события, уместно привести оценку их, данную современником-публицистом: «Все эти отвратительные преступления только тормозят ход развития человечества, после каждого из них принимаются репрессивные меры, движение вперед, движение разумное, естественное останавливается; из-за нескольких мерзавцев целые народы лишаются надежды на лучшее будущее. И горько, и досадно думать, что какой-нибудь презренный кабачный висельщик может своим бездумным и гнусным преступлением наделать столько вреда!» А оценка событий, данная архиепископом Херсонским и Одесским 22 октября, окончательно расставляет акценты:

«На улицах нашей Одессы — даже в самом центре города -происходит позорная смута: буйства, насилия, убийства, разорение, грабеж. Почти ежедневно стрельба то там, то здесь, на улицах пальба и бросание бомб из домов, рукопашные ожесточенные схватки, множество раненых и убитых. И это — в городе русском: в городе, который по своему благоустройству и благосостоянию считает себя городом европейским. Вот до чего довели сборища всяких забастовщиков, шумные и бесчинные! Вот до чего довели речи, горячие и возбуждающие!.. От забастовочного насилия над школами перешли к кровавым схваткам на улицах и площадях. Начался уличный мятеж... Настоящая война, самая ожесточенная. И одна из ожесточенно воюющих сторон — это русские православные христиане. Какое тяжкое преступление для русского народа, какой великий позор для христиан! Многие, как говорят, хотят оправдать себя тем, что они встали за честь нашего Царя, Русского, Православного, оскорбляемую врагами, что они выступили для охраны порядка и закона. Но разве дурное, позорное дело может служить к охране чести!..

Вы выступили против врагов Царя, но действительные враги закона и порядка притаились или скрылись. И вы в возбуждении увидели врага Царева в каждом иноверце-еврее. О бунтарях скоро забыли. А начали позорное для христиан, усиленное давней враждой разорение и избиение евреев. Жертвой насилия оказались честные труженики и торговцы, большею частью бедняки, которых вы своим буйством и разорением их убогого имущества лишили крова и куска хлеба. Русские, православные! Вы запятнали себя кровью многих людей, ни в чем дурном не повинных, которых вина только в том, что они не нашей веры. Смотрите:

выступивши против бунтовщиков, вы, незаметно для себя, сами стали бунтовщиками... Возвратитесь же в свои мастерские, фабрики, заводы...».

Нашелся и единственный виновник во всем происшедшем. Им стал одесский градоначальник Дмитрий Борисович Нейдгардт. Ему вменялось неприятие мер по пресечению беспорядков. Снятие охраны с улиц города. Самоличная организация еврейского погрома. Отказ от создания городской милиции и вооружения населения для самозащиты. (Об этом у него была беседах гласным Думы, профессором Е.Я. Щепкиным).

Яндекс.Метрика