Вернейший путь к поднятию благосостояния Одессы

Опубликовано Апр 7, 2015 в Золотой век

Вернейший путь к поднятию благосостояния Одессы

«Западная Европа и Америка давно уже признали, что для каждого города выгодно эксплуатировать за свой счет и риск свои доходные статьи, нежели отдавать их на концессионных началах какой-либо компании.

В России это трудно по причине:

1) ни один город в России не обладает свободными средствами, а займы разрешаются нелегко;

2) недостаточная подготовленность к ведению городского хозяйства, следствием чего предприятия, которые должны приносить прибыль, приносят лишь убытки;

3) малая предприимчивость как общественных деятелей, так и местных капиталистов.

Примером служит «конка»: у наших капиталистов не нашлось 100-200 тысяч для оборудования этого предприятия, и оно перешло к бельгийцам. А теперь предприятие, в которое было вложено 100-200 тыс. руб., определяется для выкупа его в сумме 10 млн руб., причем 90% этой суммы составляет право эксплуатации трамвая и лишь 10% — фактическую стоимость сооружений. Кроме того, бельгийцы получили во время эксплуатации конной тяги еще около 10 млн руб. Выкуп эл. трамвая составит уже 15- 20 млн руб. Этих денег у города даже в отдаленном будущем не будет. (Нужны миллионные затраты для удовлетворения неотложных нужд городского хозяйства: замощение и перемощение улиц, расширение водопровода, сооружение второго отделения городской больницы, перенесение толкучего рынка, окончание сооружения крытых рынков и т.д.). Нельзя утверждать, что через 25-30 лет, т.е. ко времени перехода трамвая от бельгийцев к городу, он будет представлять ценность, которую мы ныне предполагаем. Надо поднять на должную высоту курортное дело в Одессе. На благо устройства наших курортов надо затратить 5-6 млн руб., но зато это может дать ежегодный прилив капитала от приезжих в Одессу на курорты около 10 млн руб. (Если число приезжих увеличится на 30 тыс. ежегодно и каждый оставит 300-350 руб.).

Предлагается: городу вступить со специально образованным для эксплуатации городских предприятий Обществом на условиях:

1. Акционерное Общество образуется из трех групп:

  • Бельгийское Анонимное Общество, эксплуатирующее трамвайное дело в Одессе (или другая иностранная компания);
  • Городское Общественное Управление и
  • местные и иногородние капиталисты. Акции выпускаются на 15 млн руб. на каждую группу. Кроме того, выпускается на 10 млн руб. облигаций с уплатою по купонам 6% годовых.

2. Городское Общественное Управление передает в собственность Общества по установленной цене лиманно-лечебные заведения на Хаджибеевском и Куяльницком лиманах и Лонжерон, а также электрическую станцию, газовый завод, участки земли и строения, которые понадобятся Обществу для его целей. Как за право эксплуатации названных предприятий, так и за передаваемое городом Обществу в собственность недвижимое имущество Общество уплачивает городу акциями 5 миллионов рублей.

3. По каждому из указанных 4-х предприятий должно быть особое Правление, состоящее из следующих трех лиц: уполномоченного от города, представителя иностранной компании и одного от русских акционеров. За сим должно быть Управление из председателя и трех директоров. Таким образом, в состав Управления войдут: два от иностранных капиталистов, один от города и один от русских акционеров.

4. Предприятия эти должны быть погашены в течение 99 лет. По окончании срока в 99 лет все сооружения Общества поступают безвозмездно в собственность города.

5. Вопрос о соглашении с Бельгийским Обществом о выкупе или о соглашении его на участие в изложенных выше предприятиях город рассматривает вместе с представителем финансовой группы г. г. акционеров, дабы прийти к скорейшему соглашению.

6. Срок осуществления поименованных предприятий определяется 3-летний, причем первым из них осуществляется переустройство конной тяги в электрический трамвай и устройство деструкторов, а за сим освещение и курортное дело...

Что же касается размера увеличения доходности городской кассы, то таковой может выразиться цифрою от 500 тысяч до одного миллиона рублей, так что город получит на свою долю известную прибыль от всех четырех предприятий, тесно связанных между собой, а именно: электрического трамвая, электрического освещения, курортного дела и сжигания мусора посредством устройства деструкторов, которые должны быть сосредоточены в ведении одной акционерной компании... Это есть вернейший путь к поднятию благосостояния Одессы».

Одесский купец Д.С. Брунштейн. 17 мая 1907 г.

Яндекс.Метрика