Выкуп у бельгийцев «конки»

Опубликовано Апр 7, 2015 в Золотой век

Выкуп у бельгийцев «конки»

В управе посчитали предложения двух последних конкурентов невыгодными и неприемлемыми (в частности, сроки концессии у Сименса — 50 лет. Синдиката -45 лет).

Но дело было даже не в этом. Как отмечалось в прессе, «городские заправилы ставят Легодэ, директора того же бельгийского общества, в преимущественное положение перед прочими предпринимателями». Как считалось, выгодное предложение инж. Л.А. Маргулиса вообще замалчивалось. Однако, чтобы не потерять лицо, в управе решили немного поторговаться с бельгийцами и отклонили их предложения с обтекаемой формулировкой, что «предложение Легодэ не может быть рассматриваемо по существу впредь до того, пока из него не будет исключено условие о предоставлении предпринимателю права давать ток и для электрического трамвая, так как с бельгийским обществом уже заключен особый договор, по которому общество обязано соорудить для надобности трамвая специальную электрическую станцию.

В случае согласия Легодэ на такое исключение его предложение может быть рассмотрено по существу». Компромисс был найден, договор был заключен, и бельгийское общество стало монополистом в использовании электричества «для нужд освещения, отопления и передачи силы» почти на 40 лет. В договоре, в частности, оговаривалось, что «предприниматель обязывается перед одесским городским общественным управлением в течение не более 24 месяцев со дня вручения ему окончательного разрешения приступить к работам, устроить в г. Одессе на свой собственный счет и риск одну или несколько центральных станций для добывания электрической энергии, настолько сильных своими механизмами, чтобы они были в состоянии вырабатывать и доставлять всегда в пределах настоящего договора безостановочно электрическую энергию в количестве, могущем требоваться как для уличного освещения города, так и для освещения зданий частных лиц, правительственных и общественных учреждений, а равно для технических и других целей».

По договору мощность ЦЭС должна быть не менее 6.000 паровых сил, из «коих 1.500 сил резерва». В центре города допускалась прокладка только подземных проводов. На Молдаванке, Слободке-Романовке, Пересыпи, Ближних и Дальних Мельницах и других предместьях могли быть проложены и воздушные провода. ЦЭС была пущена в 1913 г.

Третьей «головной болью», которая мучила одесских правителей с начала века, являлся переход от конной тяги к электрической, т.е. от «конки» к электрическому трамваю. Конечно, для города было выгодно выкупить у бельгийцев «конку» и заняться обустройством трамвая, что сулило в дальнейшем немалые прибыли. Однако для того, чтобы получить трамвай в муниципальную собственность, город должен был выплатить бельгийцам около 10 млн руб. за выкуп существующей «конки» и еще вложить около 7,5 млн руб. на переустройство «конки» на электрическую тягу.

Бельгийцы, зная, что у города таких средств нет, не желая потерять выгодную концессию, предприняли довольно решительный рекламный шаг, который оставил мало шансов конкурентам победить в конкурсе. Затратив 100 тыс. руб., они построили 3,5-километровую линию электрического трамвая, связывающую дачу Ковалевского с селом Ольгино (Люстдорф) и торжественно открыли ее 9 августа 1907 г. Линия была оборудована всеми приспособлениями и новой электрической станцией, сооруженной вблизи ольгинской спасательной станции. Открытие трамвайного движения бельгийцы обставили «с большой помпой». Было много приглашенных. Присутствовали Городской Голова В.Я. Протопопов, члены управы, почти все гласные Думы, которых на дачу Ковалевского доставил специальный поезд.

У дачи Ковалевского гостей встречал «строитель электрического трамвая и директор предприятия Легодэ». Было отслужено молебствие по случаю начала движения. Под крики «ура» два вагона с гостями двинулись с места и направились в Ольгино. Все расстояние от дачи Ковалевского до Люстдорфского берега моря, протяженностью в 3,5 версты, трамваи прошли за 9 минут и благополучно остановились у здания люстдорфской электрической станции, где гости были встречены «хором военной музыки». В помещении депо был приготовлен завтрак, сопровождаемый бесчисленным множеством тостов и речей. С этого дня сообщение по этой линии было открыто для общего пользования. Стоимость проезда в один конец определялась в 10 коп.

С определенной натяжкой этот день можно считать днем открытия трамвайного движения в Одессе. Судьба конкурса на концессию была решена. Договор «О переустройстве линий конно-железных дорог» с Бельгийским Акционерным Обществом Одесских конно-железных дорог в лице уполномоченного Общества, представителя его в России — инженера Раймонда Эмильевича Легодэ — был подписан 15 апреля 1908 г. Дума выразила благодарность премьер-министру П.А. Столыпину «за исключительное внимание, чтобы трамвайное дело было не только рассмотрено, но и утверждено в самое короткое время». Летом 1910 г. в Одессе было открыто трамвайное движение.

Яндекс.Метрика