История воздухоплавания в Одессе

Опубликовано Апр 10, 2015 в Золотой век

История воздухоплавания в Одессе

История воздухоплавания в Одессе началась с создания аэроклуба, устав которого был утвержден 8-го марта 1908 г., а 11 марта состоялось первое общее собрание членов-учредителей.

Вдохновителем и руководителем первых дней аэроклуба был командующий войсками Одесского округа барон А.В. Каульбарс, почетным членом-учредителем — генерал И.Н. Толмачев. Клуб существовал исключительно на средства частной благотворительности. Первым «жертвователем» стал известный одесский банкир, председатель биржевого комитета, гласный Думы Артур Антонович Анатра. Кроме того, он был владельцем паровой мельницы и нескольких пароходов. Знаток в области финансовых вопросов, А. А. Анатра является одним из самых осведомленных деятелей городского управления, известный далеко за пределами Одессы.

Но самым важным для аэроклуба было то, что А.А. Анатра являлся вице-президентом Новороссийского общества поощрения коннозаводства, и с его согласия прекрасно оборудованный беговой круг с трибунами ипподрома был предоставлен клубу. Вскоре был построен современный ангар для аэропланов, а поле превратилось в аэродром. А.А. Анатра увидел в новом деле не только «спортивный интерес», но и выгодное перспективное предприятие, которое может приносить значительную прибыль. Поэтому, не рассчитывая на правительственные субсидии, он вкладывает личные средства в расширение воздухоплавательного дела в Одессе. Через некоторое время при аэроклубе создается авиационная школа для подготовки пилотов, а в построенных новых ангарах стало возможным строить1 аппараты собственной конструкции. С 23 марта 1910 г. по 1 января 1911 г. было построено 5 аэропланов. Территория ипподрома становится тесной для замыслов А.А. Анатры, и в 1912 г. одесская авиационная школа с производственными помещениями переходит на собственный участок земли, находящийся около Стрельбищного поля («Школьный аэродром»), в новые ангары и помещения. Вскоре на новом месте будет работать завод Анатры по производству отечественных аэропланов.

Газетная мозаика. Городские зарисовки

«31 декабря 1907 г. господин Градоначальник имел счастье представляться в Царском Селе Государю Императору, который интересовался Одессой, современным его положением и приказал г. Толмачеву принять все меры к успокоению города и поднятию его благосостояния, дабы вернуть Одессу к прежнему цветущему состоянию. Император крайне удручен, что в Одессе все еще продолжаются грабежи, убийства и насилие. Толмачев был принят председателем совета министров П.А. Столыпиным, который выразил сожаление, что вывозная торговля в Одессе за прошлый год значительно пала».

«ОН», январь 1908 г.

«Военное положение в первый раз введено было в Одессе после потемкинских дней, и тогда временным Одесским военным генерал-губернатором был назначен генерал-майор Карангозов. Снято военное положение было 1 октября 1905 г., а через два с половиной месяца после почтово-телеграфной и железнодорожных забастовок военное положение в Одессе было восстановлено, и военным генерал-губернатором был вновь назначен генерал-майор Карангозов. С тех пор военное положение сохраняет свою силу. После Карангозова, уволившегося по болезни, генерал-губернатором был назначен генерал-майор П.Ф. Глаголев, а затем -ныне покойный генерал-лейтенант Новицкий был назначен генерал-губернатором и градоначальником. После смерти Новицкого осенью 1907 г. временно исполнение обязанности генерал-губернатора было возложено на генерал-майора В.Ф. Боу фала и затем на генерал-майора П.Ф. Глаголева. Последнего сменил генерального штаба генерал-майор И.Н. Толмачев, назначенный в прошлом году по Высочайшему повелению временным генерал-губернатором и градоначальником».

«ОН», декабрь 1908 г.

Яндекс.Метрика