Одесса начинает выходить из торгового и духовного кризиса

Опубликовано Апр 15, 2015 в Золотой век

Одесса начинает выходить из торгового и духовного кризиса

1910 г. по насыщенности событиями можно сопоставить с 1905 г., но в отличие от последнего, события 1910 г. в большинстве своем носили позитивный характер и свидетельствовали о том, что Одесса начинает выходить из затянувшегося финансового, промышленного, торгового и духовного кризиса.

К сожалению, «выздоровление» города проходило на фоне начавшихся в мае эпидемий холеры и чумы, по своим масштабам соизмеримых с эпидемией 1902 г. В 1910 г. одесситы явились свидетелями первого полета на аэроплане и начала коммерческих полетов, впервые по улицам Одессы проехал так долго ожидаемый «электрический трамвай», который вскоре станет основным транспортным средством одесситов, и, конечно же, большим событием явилось открытие задуманной Одесским техническим обществом еще в начале века промышленной выставки. Каждое из этих событий заслуживает того, чтобы о нем рассказывать более детально. Если следовать хронологической последовательности, то полет на аэроплане был первым «чудом», которое одесситы с восторгом лицезрели в начале весны. Как уже упоминалось, история воздухоплавания в Одессе относится к 1908 г., когда по инициативе командующего Одесским военным округом А.В. Каульбарса был создан аэроклуб. Тогда клуб имел 5 монопланов, 4 биплана и 3 воздушных шара. Первый полет на шаре «Россия» состоялся 29 июня 1908 г., причем связь с землей поддерживалась с помощью почтовых голубей.

Первое время в клубе числилось всего три пилота. Среди них был молодой умелец М.Е. Ефимов, который сразу заинтересовался авиатикой и всеми силами старался попасть в число фаворитов аэроклуба. Ему помог случай. Среди одесских энтузиастов был механик-электротехник Цацкин, который построил одесскому аэроклубу учебный планер для обучения авиаторов приемам летания. До Ефимова никто не смог на нем подняться в воздух. Когда планер летом 1909 г. был доставлен на Михайловскую площадь (часть парка Шевченко со стороны ул. Белинского), то первый разгон оказался удачным, и Ефимов поднялся на планере «на всю допустимую высоту, чем вызвал всеобщий восторг случайных зрителей». С этого полета начался взлет М.Е. Ефимова как авиатора. Первый полет на аэроплане им был совершен 8 марта 1910 г. Первого русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова можно причислить к плеяде знаменитых одесситов, так как путевку в авиатику он получил именно в Одессе.

М.Н. Ефимов родился в г. Смоленске, первое специальное образование получил в ремесленном училище. Затем семья переехала в Одессу, где отец устроился работать в. «должности слесаря и токаря» в мастерских РОП и Т’а, а М.Н. Ефимов был принят в железнодорожное училище при станции «Одесса-Товарная», после окончания которого в течение семи лет работал «надсмотрщиком-электротехником» железно-дорожного телеграфа одесского отделения юго-западной железной дорога. Его увлечением были велосипедные и моторные гонки, где он неоднократно побивал рекорды. Когда в 1908 г. в Одессе был организован аэроклуб, М. Ефимов приложил все усилия, чтобы стать его членом, а удачная попытка взлететь на планере на Михайловской площади сделала его фаворитом и позволила опередить в этом новом деле самого С.И. Уточника. Правление клуба, не рассчитывая на государственную поддержку, начало искать «капиталиста», готового вложить крупную сумму для приобретения аэропланов и командировки М. Ефимова в Париж для обучения летному делу. Такой капиталист был рядом, им оказался член одесского аэроклуба банкир И.С. Ксидиас, который согласился затратить на это мероприятие 30.000 руб.

Заключив с М. Ефимовым соглашение, застраховав его на 10.000 руб., снабдив необходимыми средствами, И. Ксидиас откомандировал в декабре 1909 г. его в Париж для «изучения авиатики у французских воздухоплавателей». В Париже М. Ефимов стал учеником знаменитого в то время авиатора Формана, который обнаружил в новом ученике как задатки талантливого авиатора, так и сметливого изобретателя. Во Франции М. Ефимов сделал более 30 полетов, а рекорд с пассажиром, установленный на аппарате Райта, был им побит на аппарате Формана. Поэтому в Одессу М. Ефимов возвращался не только известным авиатором, но и довольно состоятельным человеком, так как, во-первых, все полеты во Франции были коммерческими, а во-вторых, как говорил сам Ефимов, «за изобретенную им модель нового аэроплана, который должен совершить переворот в авиатике», ему во Франции (пока авансом) выделили 100 тыс. франков. Поэтому, когда в воскресенье утром, 22 февраля, 1910 г., в Одессу из Парижа прибыл «первый русский авиатор» вместе с механиком-конструктором аэропланов французом Родэ, встречавшие их А.А. Анатра и И.С. Ксидиас поняли, что имеют дело не только со смышленым «надсмотрщиком-электротехником железнодорожного телеграфа», а с человеком, знающим толк в коммерции, преуспевающим авиатором. Для такого перевоплощения М. Ефимову потребовались каких-то неполных три месяца. Удивительная хватка, смекалка и предприимчивость!

Яндекс.Метрика