Открытие выставки 25 мая 1910 г

Опубликовано Апр 15, 2015 в Золотой век

Открытие выставки 25 мая 1910 г

На открытии присутствовали командующий войсками округа генерал-адъютант Н.П. Зарубаев, градоначальник генерал-майор И.Н. Толмачев, Городской Голова Н.И. Моисеев. Как подобает такому мероприятию, у временного аналоя было совершено благодарственное молебствие. Выставку объявил открытой командующий Н.П. Зарубаев, а ленточку в главное здание выставки перерезала супруга градоначальника Л.Д. Толмачева.

С приветственной речью к присутствующим обратился И.Н. Толмачев, который, в частности, сказал: «Что касается надежд на оживление чисто одесской промышленности, то они навряд ли оправдаются, ибо не секрет же, что одесское фабричное производство крайне ограничено и ничем особым похвастаться не может. И если говорить об успехах промышленности как результата нашей выставки, то на них могут рассчитывать другие фабричные пункты, приславшие сюда экспонаты, но ничуть не Одесса». Горькая, но вполне объективная оценка состояния дел в Одессе. Ювелир Герценман поднес градоначальнику пшеничное зерно, на котором было выгравировано посвященное И.Н. Толмачеву следующее стихотворение: «Вы к нам пришли в эпоху бурь, когда вражда, раздор, несчастья Терзали город наш на части. Сейчас же тишины лазурь Венчает мудрость вашей власти. Г.З. Герценман». Кстати, Герценман получил от Николая II в подарок золотые часы в ответ за поднесенное ему серебряное зерно с выгравированным на нем текстом народного гимна.

В первый день выставку посетил временно проживающий в Одессе бывший шах Персии Махомед-Али. Плата за посещение выставки в день открытия составляла 2 руб. 10 коп. (во время самого торжественного открытия — в двойном размере); 26-27 мая — 1 руб. 10 коп., а с 28 мая — 32 коп. Дети до 10 лет и учащиеся в форме платили половину. В субботу, 29 мая, выставку посетило свыше 5 тыс. человек. Однако неблагоприятные погодные условия всего лета, эпидемия холеры и чумы сказались самым негативным образом на посещаемости выставки одесситами и совершенно приостановили посещение Одессы иностранными гостями. В связи с эпидемией почти наполовину сократились доходы в гостиницах. За полмесяца выставку посетило около 90 тыс. человек. Если считать десять настоящих выставочных дней, то получается 9 тыс. человек на круг. С точки зрения выставочного комитета, для полного материального успеха надо было иметь посещаемость 11-12 тыс. человек в день. Полумиллионный посетитель появился на выставке 29 августа.

На слабой посещаемости выставки сказывалось и то, что выставка открылась, когда не все павильоны были укомплектованы экспонатами. Не была готова выставочная линия трамвая, которую бельгийцы взялись соорудить на свой страх и риск, без подписания особого договора на эту линию. Только с 1 августа начал функционировать подвижной тротуар-топоган. Открытие выставочной линии трамвая состоялось лишь 11 сентября, т.е. практически по завершении работы выставки. Маршрут линии был следующий: Александровская площадь — Греческая ул. -Канатная ул. — Сабанский пер. — главная центральная аллея Александровского парка до ворот городской дачи «Ланжерон». При открытии выставочной линии в помещении депо «электрички» на Михайловской площади был отслужен молебен. Было много речей и тостов, среди которых можно выделить тост Н.И. Моисеева: «За главного виновника сегодняшнего торжества, за нашу русскую черносотенную Думу!». В полдень были пущены первые вагоны, в которых разместились члены технической комиссии и почетные гости.

В одном из вагонов ехали рабочие, строившие линию, которые при следовании по городу кричали «ура». По обочинам тротуаров собралось много публики. Ю. Олеша вспоминает о появлении первого трамвая в Одессе так: «Трамвай показался на Строгановском мосту желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди — шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой, также градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: — Легодэ. Это был директор бельгийской компании, соорудившей эту первую трамвайную линию в Одессе». После полудня началось регулярное движение трамвая с оплатой 5 коп., которое продолжалось до 1 часа ночи, т.е. до закрытия выставки. Движение трамвая по первой городской линии началось в январе 1911 г. и проходило по маршруту: Павловские здания дешевых квартир (Куликово поле) — Канатная ул. — Греческая ул. — Преображенская ул. — Садовая ул. — Новый базар -Коблевская до Старопортофранковской ул.

Яндекс.Метрика