Полет авиатора из Италии Б. Катанео на аппарате системы Блерио

Опубликовано Апр 15, 2015 в Золотой век

Полет авиатора из Италии Б. Катанео на аппарате системы Блерио

Второй коммерческий полет прошел 3 мая 1910 г., который совершил авиатор из Италии Б. Катанео на аппарате системы Блерио (на нем Блерио совершил перелет через Ла-Манш). Летом на аппарате Саммера французские авиаторы А. Бувье и Елена Дютрие при полете чуть не врезались в здание кадетского корпуса. Это была первая авиакатастрофа в Одессе, которая завершилась для пилотов сравнительно благополучно. В 1910 г. с 8 марта по 23 декабря состоялось всего 35 полето-дней, из которых 19 были платные. В это количество не входят два полета С. Уточкина: один с территории Александровского парка во время выставки, а другой — над городом.

Имя С. Уточкина еще задолго до полетов было известно каждому одесситу от мала до велика, с его именем были связаны достижения во многих зарождающихся в Одессе видах спорта, в которых он, как правило, представлял живую историю развития и эволюции одесского спорта. А.И. Куприн писал о С. Уточкине: «Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, смотрящего над бульварной лестницей, и С.И. Уточкина». У многих современных одесситов создается впечатление, что жизнь С. Уточкина состояла из сплошных триумфов, купании в славе и богатстве. Реальность значительно прозаичней и мрачней. Как многие талантливые люди, С. Уточкин сполна познал трагическую участь, которая зачастую идет рука об руку с популярностью и всеобщей любовью. Слава, ради которой он потратил столько сил и энергии, не дала ему, одаренному, чуткому, пытливому, ищущему, ничего, в то же время отняв все. Если справедливо утверждение, что все мы выходим из детства, то нельзя сказать, что для С. Уточкина «старт» в детстве был безоблачным.

Родился Сергей Исаевич Уточкин в 1876 г. В детские годы родительской ласки в полной мере не познал, так как гимназистом-ребенком он стал сиротой и был отдан на попечение учителя Краузе и помещен на так называемую учительскую квартиру. Учитель был алкоголиком. Жили бедно. Именно в этой семье произошло трагическое событие, после которого С. Уточкин начал сильно заикаться. Случилось следующее. Однажды, когда С. Уточкин спал, его разбудил нечеловеческий, пронзительный крик — жена учителя нашла мужа на чердаке висящим в петле. С помутненным рассудком она пыталась зарезать своих детей. И вот с «этим сознанием неожиданности С. Уточкин прожил всю свою жизнь, с предчувствием, что нечто должно случиться — вот-вот стрясется — он не расставался никогда». Карьеру спортсмена С. Уточкин начал в пятнадцатилетием возрасте, когда завоевал себе славу выдающегося пловца. «Уточка не тонет!» — говорил он своим приятелям. Карьеру профессионального спортсмена С. Уточкин начал в 1894 г., когда в магазине наследников Берыдта опекун купил ему велосипед «Пежо» надутых шинах.

Сначала он выступал как любитель, а затем перешел в профессионалы. На спринтерских дистанциях С. Уточкин не знал себе равных и был побежден лишь одним мировым чемпионом Бурильоном 15 августа 1896 г. Затем он сделался первоклассным «циклистом» и приобрел себе известность на циклотронах Европы. Не обошел он вниманием коньки, автомобили, парусные гонки, английский профессиональный бокс, и, конечно же, после создания в Одессе аэроклуба С. Уточкин (правда, с некоторым опозданием) начинает осваивать профессию пилота аэроплана. С. Уточкин был кумиром всех одесситов, особенно рыбаков и велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и, естественно, уличных мальчишек.

Любитель шутить и острить, он сам рассказывал о себе в юмористическом тоне: «Я очень популярен в Одессе. Когда я еду по улице на машине, то уличные мальчишки бегут за мной и дразнятся: «У, рыжий пес.» Действительно, он был рыжий, со светлыми ресницами, синеглазый, выше среднего роста, с головой, уходящей немного между плеч, короткошеий и длиннорукий. В нем чувствовались звериная ловкость, сила и находчивость. Но за всем этим скрывалась глубоко травмированная, больная душа, которая непреодолимо заставляла его постоянно суетиться, бросать начатое дело, в котором уже достиг определенных высот, и хвататься с упоением, тратя нечеловеческие усилия, за новое, в котором он еще и не разбирался. Это была бешеная гонка на дистанции длиною в жизнь, которая под силу только исключительным характерам. С. Уточкин не выдержал этого марафона и сломался. Уточкин-талант погиб из-за Уточкина-авантюриста. Но об этом несколько позже.

А пока С. Уточкин, бросив все свои предыдущие увлечения, в 1909 г. зачисляется пилотом аэроклуба, где фаворитом уже был М. Ефимов, и ему предстоит роль догоняющего, своего рода «гонка за лидером». И все же М. Ефимов становится первым российским летчиком. Чтобы не повторять полеты своих предшественников, С. Уточкин решает совершить перелет через одесский залив с территории промышленной выставки в Александровском парке в с. Дофиновка. После всевозможных досогласований и устройства взлетной площадки на территории выставки С. Уточкину было разрешено осуществить первый полет 3 июля, а второй и третий — 7 и 10 июля 1910 г. Как свидетельствовали очевидцы, даже для тех, кто видел в Одессе первые полеты М. Ефимова, полет над морем (Первый! Знай Уточкина!) произвел впечатление новизны и смотрелся с захватывающим интересом.

С. Уточкин пролетел 18 верст на высоте 150 м, сделал над морем круг и приземлился в Дофиновке. По словам С. Уточкина, во время полета мотор его аэроплана шесть раз приостанавливал свои действия приблизительно на 1,5 минуты. Около Дофиновки аэроплан был застигнут сильным ветром и вынужден был спуститься в Дофиновке верстах в 6-7 от имения Малаховского. О возвращении в Одессу по воздуху не могло быть и речи. На выставку С. Уточкин не вернулся, а на второй день вылетел из Дофиновки и приземлился на Стрельбищном поле.

Яндекс.Метрика